С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.
Министерством
просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее
основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов,
включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Министерством
просвещения Российской Федерации разработана Единая модель
профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства
Российской школы).
Что значит минимум - это
"история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа
не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше -
можно.
Министерство
просвещения Российской Федерации разработало единую модель
профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум
для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три
уровня на выбор образовательной организации:
базовый (не менее 40
часов в учебный год),
основной (не менее
60 часов в учебный год),
продвинутый (не
менее 80 часов в учебный год).
Каждый уровень
профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
профильные
предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT,
педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные
профессии на рынке труда;
урочная деятельность,
которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам
(физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных
проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
внеурочная
деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение
профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная
деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр
выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии,
мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и
психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
воспитательная работа
(экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки,
профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки
технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий,
конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному
мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
дополнительное
образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных
потребностей);
профобучение
(обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу
существовавших учебно-производственных комбинатов);
взаимодействие с
родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с
представителями разных профессий).
Один из ключевых
профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся
проходят региональные профориентационные пробы).
Рекомендации по
введению Профориентационного минимума можно найти в Письме Минпросвещения от
20.03.2023 № 05-848.
Цели и задачи Профориентационного
минимума
Цель – выстраивание
системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в
образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
·
·
Развитие нормативно-правового
обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
·
Разработка
научно-обоснованного
содержательного
наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей
образовательных организаций;
·
Систематизация и обогащение
инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей
профессиональной ориентации обучающихся;
·
Подготовка программ повышения
квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в
образовательных организациях;
·
Включение в профориентационную
работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего
образования, компаний - работодателей, центров занятости населения,
родительского сообщества;
·
Включение в профориентационную
работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”:
обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Целевая аудитория –
обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги,
представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели
региона.
Содержание
предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы
соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент,
статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего6, тематические
онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с
работодателями, профессиональными образовательными организациями,
образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на
базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей)
разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на
разные возрастные группы.
Отдельная
спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.
Профориентационный
минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из
трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
·
·
Базовый уровень (Рекомендованная
учебная нагрузка – не менее 40 часов в год);
·
Основной уровень (не менее 60
часов);
·
Продвинутый уровень (не менее 80
часов).
Образовательная
организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ
Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и
возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом
профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»
Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в
следующих форматах:
УРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Включает:
профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла
(физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного
предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение
дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для
использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего»7 или другие программы.
Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в
части изучения отрасле экономики и создания материальных проектов, в том
числе на базе учебно- производственных комплексов).
ВНЕУРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает:
профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, ддиагностику
готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки;
проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч.
демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы,
дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога
и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.
Используемые
материалы:
- Примерная рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом
гуманитарных проектов;
- Примерная рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
- Онлайн-уроки «Шоу профессий»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
Включает:
- Экскурсии на производство,
экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО,
посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других,
посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней
открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков
технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и
др.
- Конкурсы профориентационной
направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников,
Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов
«Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)
Может
быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является
инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор
и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и
образовательных потребностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБУЧЕНИЕ
Выбор и
обучение по программам профессионального обучения.
Профессиональное
обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной
компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями,
аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение
указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и
присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по
профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Профессиональное
обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве,
а также в форме самообразования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
В
рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное
сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских
собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров,
в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также
участие родительского сообщества во встречах с представителями разных
профессий.
ПРОФИЛЬНЫЕ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Включает в
себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из
шести форм.
Предусматривает
заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными
организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса),
организациями высшего образования, компаниями работодателями.
Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.
Ответственное лицо за реализацию профминимума
в МБОУ "Анастасовская СОШ" Порецкого муниципального округа Чувашской Республики
Орлова Татьяна Михайловна - зам. директора по УВР
Тел.: +7 (83543) 41240
Эл. почта: torlova1967@mail.ru