Учитель - важнейший фактор инновационного развития образования

Вряд ли у кого вызывает сомнения утвердительный ответ на вопрос: является ли учитель  важнейшим  фактором инновационного развития образования? Практика инновационной деятельности педагогических коллективов, отдельных педагогов убедительно доказывает это.

Естественно, что очень многое в образовательном процессе определяют люди - те, кто учит, и те, кто учится. Их инициатива, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству - непременный фактор развития системы образования, ее жизнеспособности и прогресса. Прошли времена, когда боязнь инициативы, выходящей за рамки дозволенного, невозможность высказать собственное мнение, необходимость беспрекословно следовать указаниям, спускаемым сверху, стали входить в привычку. Можно отметить, что стало меньше равнодушия, лицемерия, показного согласия.

В  национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" Д.Медведев указывал: «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми».

В школе работает творческий профессиональный коллектив: 12 педагогов, все имеют высшее педагогическое образование, все стараются 1 раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации. Педагоги школы периодически подтверждают свою квалификацию (1 учитель имеет высшую кв. категория, 6 – 1 кв. категорию, в 2010 году подано 1 заявление на высшую, 1 заявление на 1 квалификационные категории). Я полагаю, что не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью. К сожалению, не все педагоги школы имеют квалификационные категории. Это высококвалифицированные учителя, с огромным опытом работы,  с 25-30-и-летним стажем работы. И не аттестовались педагоги не потому, что боялись аттестационных мероприятий, а потому что ранее автоматически получали 2 категорию. На основании приказа Минобразования Чувашии № 608 от 15 апреля 2010г.  «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Чувашской Республики в 2010 – 2011 учебном году» все  педагоги должны аттестоваться. Я думаю, что наши учителя успешно пройдут процедуру аттестации.

Работая над проблемой «Внедрение информационных технологий в образование», педагогический коллектив своей основной задачей считает повышение качества преподавания на основе внедрения новых образовательных технологий. Применяя компьютерные технологии на уроках, мы видим, как ученик меняет  пассивную роль в обучении на активную, урок превращается в увлекательный процесс. Учитель при этом становится в роли учителя-гида, консультанта, рецензента, что дает возможность учащимся самостоятельно развивать свои индивидуальные и личностные способности.

В результате использования современных педагогических технологий за последние 3    года повысилось качество обучения. С открытием профильного обучения увеличился процент учащихся, выбиравших ЕГЭ по выбору, а  средние баллы по биологии, химии, истории, обществознанию стали выше среднерайонных, а по некоторым предметам (химия, русский язык) и среднереспубликанских баллов. Заметно увеличилось количество выпускников, поступающих в ВУЗы: в этом году из 17 выпускников поступило в вузы 10 человек, из них 40 %– на бюджетной основе, 20% - в вузы за пределы Чувашской Республики( Московский институт путей сообщения, Нижегородский ГУ им. Лобачевского).  Всего 59% выпускников поступило на бюджет.  Ежегодно учащиеся школы являются победителями и призёрами районных олимпиад по русскому языку, литературе, обществознанию, биологии.  К сожалению, мы не достигли никаких результатов на республиканском уровне. Хотя и разработана в школе программа «Одарённые дети», направленная на достижение хороших результатов, но чувствуется наша недоработка. Талантливые дети талантливы во всём. Вот и получается, что один ученик из школы  занимает призовые места  по разным предметам: он у нас и гуманитарий, и естественник. Кроме учёбы, этот ученик занимается ещё общественной жизнью школы и села, спортом.  Естественно, сил и времени  на подготовку к республиканским олимпиадам уже и не хватает.

Особое внимание учителя  школы уделяют работе с талантливыми детьми. Развернута  научно- исследовательская работа в школе. Наши ученики  - активные   участники  районных и республиканских    конкурсов  исследовательских работ по  обществознанию, истории, информатике. Три ученика стали призёрами районного конкурса «Первые шаги в науку» (руководители – Васянина А.И., учитель истории,  Луньков Е.А., учитель информатики, Жукова Е.Ю., учитель английского языка), Старостина Мария заняла 2 место в республиканском конкурсе «Мир не узнаешь, не зная края своего» (руководитель – Васянина А.И.)

Поскольку учитель является важнейшим фактором инновационного развития образования, необходимы моральные и материальные стимулы поддержки учительства. На этом акцентирует наше  внимание и  Д.А.Медведев в образовательной инициативе «Наша новая школа».  Различные  смотры, конкурсы педагогического мастерства, презентации инновационных проектов, издание результатов, да и сами результаты реализации новых проектов создают общественную поддержку, тем самым стимулируют работу педагогических коллективов в режиме развития.

Педагоги школы являются  активными участниками различных республиканских и районных конкурсов. Пелешина Н.Н., учитель физкультуры, ежегодно принимает участие в республиканском конкурсе «Растим патриотов России»( в 2009г. – 3место, в 2010г. – участие, итоги ещё не подведены). Принимая участие в v республиканском фестивале юнармейских отделений и военно-патриотических клубов «Судьба и Родина едины», проходившем в г.Шумерля, Наталья Николаевна заняла 2 место в номинации «Нестандартные решения».  Хороших результатов добивается Старостина М.В., заместитель директора по воспитательной работе.  Её ученики всегда в числе призёров: 1 место в республиканском смотре-конкурсе подростковых бригад, 1 место в районном конкурсе «Моя инициатива» и др.  Луньков Е.А., учитель информатики, стал победителем «Ярмарки методических идей» в номинации «Лучший сайт учителя», ежегодно его учащиеся становятся победителями всероссийского конкурса «Инфознайка». Орлова Т.М., учитель русского языка и литературы, - победитель конкурса педагогического мастерства «Учитель года – 2010»  в номинации «Грани профессионализма»,  призёр (2 место) конкурса «Когда приходит вдохновенье».

Для оценивания труда учителя разработаны критерии и показатели результативности и эффективности   работы   по      выполнению   программы;   использованию современных образовательных   технологий   в   процессе   воспитания   и   обучения;   обобщению   и распространению   собственного    педагогического    опыта;    учитываются    результаты учащихся в научно- практических конференциях, в творческих конкурсах; повышение квалификации самого учителя и т.д.

«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов» (из образовательной инициативы «Наша новая школа»). Здоровому образу жизни в нашей школе уделяется особое внимание: работает команда волонтёров под руководством зам. директора по ВР Старостиной М.В., функционирует спортивная секция (руководитель – учитель физкультуры Пелешина Н.Н.), активно участвуем в районных и школьных соревнованиях, на уроках применяются здоровьесберегающие технологии. В школе организовано горячее питание, оборудован  медкабинет.

Образование во все времена должно соответствовать требованиям жизни. Впереди у нас большие планы, большие надежды. В заключение я хотела бы привести вам отрывок из сочинения моей ученицы Чесноковой Натальи.  Вот каким видят учителя в будущем наши дети: «Наблюдая за тем, как развивается наука, используются нанотехнологии, можно предположить, что в будущем обучать детей будут роботы или суперсовременные виртуальные учителя.  Но, честно сказать, я не очень хотела бы этого, потому что техника, какой бы умной она не была, никогда не сможет стать живой. И никогда  ничто не заменит живое общение с учителем, его улыбку, одобрительный взгляд…

Какими же качествами должен обладать учитель в будущем? Кого больше всего хотели бы увидеть на уроках дети?

Несомненно, учитель будущего должен быть профессионалом своего дела и идти в ногу со временем: используя на уроках новые технологии, заинтересовать детей своим предметом так, чтобы дух захватывало, чтобы с урока не хотелось уходить. Ведь чаще всего увлечённый предметом преподаватель передаёт любовь к нему, как эстафетную палочку, ученикам и, наоборот, пассивный  - навеки отбивает желание учиться.

Труд настоящего учителя, несмотря на время, в котором он живёт, сравним с работой «скульптора, тщательно обтёсывающего и шлифующего умы и души людей, или архитектора, заботливо застраивающего знаниями все уголки человеческого существа».  И  я знаю одно: и в настоящее время, и в будущем учитель – это не профессия, учитель – это призвание!»